Remember
 
       
United Kingdom Russia
Local time (CET): 14:55
Last comments:
30.01.2021 20:55 HEmo vs FRC
24.01.2021 18:32 PD vs FRC
23.01.2021 22:06 SPARX vs DuSt
15.01.2021 09:53 Warcraft III..
12.11.2020 20:57 GC vs PD
07.11.2020 20:26 GC vs Emo
07.11.2020 14:45 FraB vs DuSt
06.11.2020 23:47 Sun vs FRC
02.11.2020 20:19 RBTV vs TDK
01.11.2020 21:37 wU] vs TL7
01.11.2020 15:45 HEmo vs L7
01.11.2020 09:43 FraB vs GC
25.10.2020 19:35 PD vs FraB
23.10.2020 21:51 SPARX vs FRC
18.10.2020 20:49 SPARX vs InFs

Last blogs
14.06.2012 RussiaNeoPhix 1
Несчастливый день или поход в бильярд.
01.04.2012 Russiahalfpast5 0
Интересно и понятно - о физике.
01.04.2012 Russiahalfpast5 0
Пираты в минус, продажи в минус.
17.03.2012 RussiaNeoPhix 7
О любви
08.03.2012 RussiaNeoPhix 9
Самопознание. Никаких ответов

Articles
Киберспорт - популярнее, чем хоккей?
24 Jan, 00:05| author: [iAct]5:30a.m.

На просторах teamliquid.net один из авторов нашего сайта наткнулся на ссылку на радиоинтервью, посвященное киберспорту. Интервью вышло в эфир радио CBC (США), а гостями в эфире стали Крис Лоранже (более известный, как HuK) и Ник Уингфилд (репортер газеты New-York Times). Разговор шел на разные темы, связанные с киберспортом - как становятся прогеймерами, как эти прогеймеры тренируются, можно ли киберспорт вообще называть спортом, как развивается этот сектор в США, пробьет ли киберспорт себе дорогу в мейнстрим в 2015 году и другое.

Автор заморочился, послушал интервью и записал его текст на русском языке. Перевел, в общем. Ознакомиться с переводом можно ниже. Послушать оригинал интервью можно на сайте CBC.

Дисклеймер: Сильно не бейте за стиль. Пытался как-то более-менее адекватно передать разговорную речь, поэтому текст не такой "гладкий", как в обычных письменных интервью. И, да - текста много, картинок нет.


Киберспорт - популярнее, чем хоккей?

Ведущий: Сегодня мы поговорим об особенном виде спорта, который в последнее время стал таким же популярным, как и обычный спорт. Если вы не знаете, то термином «киберспорт» обозначаются соревнования по видеоиграм. В нынешние дни миллионы людей посещают турниры и следят онлайн за матчами в таких играх, как Starcraft и League of Legends. У больших турниров даже есть корпорации-спонсоры, на них играют профессиональные игроки, их комментируют профессиональные комментаторы.

В эфир подается аудиофрагмент комментария одного из матчей где, по-видимому, Скарлетт разламывает какого-то террана. Пиковый момент, комментаторы говорят очень живо и эмоционально, аудитория активно поддерживает шумом и аплодисментами. Упоминается ник Бомбера, так что теперь понятно, кто там получает.

Ведущий: Это были комментарии к одному из недавних турниров по старкрафту. В прошлом году больше людей посмотрело финал турнира по League of Legends, чем финал Кубка Стэнли. Многих киберспортсменов даже узнают на улицах в некоторых странах – таких, как Южная Корея. Игры пока не проникли в мейнстрим в Северной Америке, но многие думают, что в 2015 году это наконец-то произойдет. И сейчас ко мне в нашей студии CBC присоединится Крис Лоранже, канадский игрок в старкрафт, который выступает под ником HuK.

Ведущий: Как дела, Крис?

HuK: Отлично. У вас как?

Ведущий: Хорошо. Спасибо тебе большое за то, что пришел к нам сегодня. Я думаю, мы начнем с того, что выясним, как же ты оказался в мире профессионального киберспорта.

HuK: Как и в большинстве случаев, здесь было несколько причин. Я получил высшее образование, и до этого момента играл в игру, которую играю и сейчас. Вторая часть игры должна была выйти как раз в тот момент, когда я заканчивал колледж – получалось, у меня оказывалось много свободного времени. Я уже почти подался в армию, когда получил первое предложение. В моей команде сказали: «подожди 3 месяца, поиграй. Посмотрим, что получится». Я подписал контракт, слетал на два турнира (один в Америке, другой в Европе) и выиграл один из них. С тех пор у меня были более выгодные контракты, и я продолжал играть профессионально.

Ведущий: В течение нескольких месяцев после того, как ты начал играть профессионально, ты переехал в Южную Корею для того, чтобы жить в тренировочном доме. Какие впечатления остались от этой поездки?

HuK: Да, было такое. Довольно забавно было, на самом деле (смеется). Жизнь в тренировочном доме в Корее чем-то похожа на армию. В общих чертах: ты живешь в маленькой комнате, не крохотной, но там обычно двухъярусная кровать… И играешь. Хм, я вот не помню… В доме, где я жил, было около 10-15 игроков. Подход очень профессиональный. Вам все готовят, вам все делают, и единственное, чем вам нужно заниматься – это целый день играть. Профессионально. Разговариваешь с другими игроками, которые занимаются тем же, и буквально дышишь этим образом жизни – постоянно пытаешься стать лучше… Физические упражнения – всей командой. Прием пищи – всей командой. Прогулки, тусовки (когда выдается свободный день) – тоже всей командой.
Это был специфический опыт, конечно же. Я испытывал культурный шок после переезда в Корею, но все-таки впечатления остались очень положительные.

Ведущий: Как выглядит обычный день киберспортсмена?

HuK: Зависит от игрока. Я уже долгое время этим занимаюсь, как я уже сказал, но для меня расписание может здорово варьироваться. Нужно много путешествовать. Есть множество онлайн-турниров, принять участие в которых можно находясь дома. Но так как у турниров бывает различная целевая аудитория – Азия, Европа, Америка, - то эти соревнования могут проходить в самое разное время суток. Поэтому сложно подобрать конкретное время для того, чтобы спать.
Но если говорить в общих чертах, то я тренируюсь каждый день. Сначала тренируюсь 4 часа, затем час отдыхаю, затем тренируюсь еще 4 часа, затем еще час отдыхаю. Повторяю этот цикл столько раз за день, сколько получится. Понятное дело, что когда я делаю перерыв в игре, то стараюсь быть подальше от компьютера – поделать физические упражнения, поесть. Расслабиться – книжку почитать, или что-нибудь вроде того.

Ведущий: Ты упомянул, что твои тренировки включают в себя физические упражнения. Прямо как в настоящем спорте. Каким образом, на твой взгляд, эти упражнения помогают тебе показывать лучшие результаты?

HuK: У лучших игроков уже традиционно очень хорошее здоровье. Они делают физические упражнения регулярно. Да и даже в общем – чем лучше у тебя здоровье, чем правильнее ты питаешься, чем больше упражняешься – тем больше энергии у тебя будет, тем больше времени ты сможешь уделить тренировкам, тем более сконцентрированным ты будешь. Знаете, это колоссальный стресс, когда ты приезжаешь на турнир, а на тебя смотря тысячи людей, и на кону стоят 10 тысяч… 20 тысяч… 100 тысяч долларов. И через час все кончено, и у тебя на руках может оказаться 2 тысячи долларов, или 10 тысяч долларов, или 25 тысяч. Это очень стрессовая ситуация. И очевидно, что многие игроки зависят от этих денег. Так что нужно, чтобы твое здоровье было как можно лучше в каждом возможном аспекте – сколько спишь, насколько спокоен, сколько можешь продержаться в игре… Потому что иногда приходится играть в течение нескольких долгих дней. Летите на турнир в Швецию – наверняка будут проблемы с акклиматизацией из-за смены часовых поясов, если вы с восточного побережья США. А надо будет вставать в 9 утра и идти на турнир, чтобы играть. И ты там до полуночи, на этом турнире. Конечно же, это очень изматывает – так долго быть на ногах, при этом оставаясь сконцентрированным.

Ведущий: И ведь в киберспорте ставки высоки, так как многие турниры имеют большие призовые фонды. Что для тебя такой турнир? Каково это – выиграть один из таких крупных турниров?

HuK: Ох… Это очень большой стресс. Ты понимаешь, что очень устал за день… Иногда в течение дня приходится выбирать: «Надо бы мне немного кофейку, а то я что-то устал… Или нет, не надо. Выпью сейчас – перегорю потом». Такие моменты приходится продумывать.
Или вот как на одном турнире, где я был два или три месяца назад. Я поехал в Перу, и там где-то на турнире остановился, чтобы дать один автограф. А в результате минут 20 или 30 там простоял на одном месте – раздавал автографы, фотографировался, всякое такое.
А что касается нервов – то здесь когда как получится. Я играю уже лет пять или шесть. Для профессионального киберспортсмена это уже довольно долго.

Ведущий: Почему 5 лет считается долгой карьерой для киберспортсмена?

HuK: На то много причин. Одна из них это то, что киберспорт отличается от традиционного спорта – киберспортивный рынок изменяется в зависимости от игры. Нет такого, как с футболом. Вот есть футбол – и он по большому счету не изменяется в течение последних 20-30-40 лет. А киберспорт основывается на видеоиграх. Новые игры выходят и становятся популярными, потом постепенно теряют популярность и становятся старыми. А затем опять выходят новые игры. Для игроков очень сложно играть в несколько игр на профессиональном уровне. Хорошо играть в видеоигры может кто угодно, но профессионально играть в несколько игр и делать это в течение 10-15 лет… По-моему, такого еще не было. Да и кроме того – люди выгорают. В киберспорте нет таких физических ограничений, как в традиционном спорте – ты можешь тренироваться 12 часов в день, 14 часов в день, и люди именно это и делают. И если делать это каждый день, каждый год, в течение 10-15 лет – конечно же, ты эмоционально выгоришь. Обычно люди столько лет и не играют.

Ведущий: Мы затронули традиционный спорт. Сейчас много спорят о том, нужно ли вообще киберспорт рассматривать, как один из видов спорта. В прошлом году президент ESPN сказал, что так не считает. Что ты думаешь по этому поводу? Считаешь киберспорт – спортом, а самого себя – атлетом?

HuK: Хм. Вот это та ситуация, в которой хотелось бы разобраться, конечно же. Если посчитать, что шахматы являются спортом, тогда киберспорт – это тоже спорт, совершенно точно. Шахматы, по-моему, очень выматывающая игра. Очень люблю смотреть шахматные матчи. Я не особо хорошо играю, но мне нравится Бобби Фишер, и я с детства рос, можно сказать, на играх шахматистов. Старался равняться на них. Но все-таки здесь нужно разобраться в том, что в принципе считать спортом. Ставлю ли я киберспорт в один ряд с футболом, или бейсболом, или хоккеем? Нет. Но если вы считаете, что шахматы, или даже что-нибудь другое, типа боулинга или чего-то в этом духе – спорт, то и киберспорт я бы отнес в эту же категорию.

Ведущий: Крис – профессиональный киберспортсмен, который выступает под ником HuK. Сегодня он общался с нами из Нью-Йорка. А сейчас со мной в эфире будет Ник Уингфилд. Этот человек является корреспондентом New York Times, который пишет о технологиях. Ник связывается с нами из Сиэттла, штат Вашингтон. Эй, Ник, как дела?

Уингфилд: Да все отлично.

Ведущий: Здорово. Ты слышал, о чем здесь рассказывал Крис? Он сказал, что для него неважно, считают ли киберспорт одним из видов спорта, или нет. Тебя знакома такая позиция? Многие ли киберспортсмены не считают, что киберспорт является спортом?

Уингфилд: Да, думаю есть что-то такое. Существует определенный стереотип о том, как выглядит спортсмен, и многие киберспортсмены под этот стереотип… ну, не особо подходят, что ли. У них нет таких физических способностей, как у спринтера или игрока в футбол. Хотя некоторые из них вполне даже спортивные. В любом случае, большинство из этих ребят не совсем… Ну, вы понимаете, о чем я говорю? Долгое время видеоигры рассматривались как-то сами по себе, они только в недавнее время стали частью мейнстрима. Но все равно есть ощущение, что их сравнение со спортом не совсем уместно. Хотя в киберспорте есть много черт традиционного спорта – большое количество зрителей в интернете, высокая зрелищность и, конечно же, дух соревнования.

Ведущий: Ты только что назвал игроков атлетами. То есть, ты считаешь киберспортсменов – спортсменами?

Уингфилд: Я принадлежу к тем, кто придерживается такого мнения. Я думаю, что атлетизм здесь другой – не такой, как в традиционном спорте. Вам не нужно иметь такие же физические способности. Только я вот не совсем уверен в том, что именно называть спортом. Это естественно, что людей, которые занимаются спортом, называют атлетами. Есть же покер, есть шахматы. Другие подобные игры. И они действительно предъявляют серьезные требования к умственным способностям, ум – это серьезная составляющая часть этих игр. Но только разумом в них все не ограничивается, физическая форма тоже имеет значение, те же рефлексы. Так что я думаю, что… Да, на самом деле, не знаю. Не знаю. Мне кажется, сейчас некоторые из киберспортсменов настолько хороши в… В своей собственной области, что ли… Настолько же хороши, как и спортсмены в традиционных видах спорта.

Ведущий: Ты освещал один из киберспортивных турниров в Сиэттле в прошлом году. Какие впечатления от этого события остались у тебя как у человека, который, я предполагаю, не очень хорошо знаком с этой культурой?

Уингфилд: Да… Я не скажу, что я прям вот хардкорный игрок. Но знал о многих играх, по которым проводятся соревнования. И ивент, на котором я работал, назывался ХХХХХХ (виноват, но никак мне не расслышать это название; похоже на что-то вроде forgame.com dota 2, но поиск по такому запросу никаких турниров мне не дал; и да, это не The International). Dota – это такая многопользовательская игра. Турнир проводился на баскетбольном стадионе здесь, в Сиэттле, и этот стадион был практически весь заполнен – то есть, было где-то 15-17 тысяч зрителей…

(Ведущий восхищенно вздыхает)

Уингфилд: …и по некоторым причинам это было абсолютно завораживающее действо. Одна из причин это то, что люди реагируют буквально на каждое действие – движение, заклинание, бросок меча… И зрители действительно вовлечены в игру. Но если вы не знаете, что это за игра, и какие в ней правила – то довольно сложно включиться в эту атмосферу, понять происходящее. Может быть, именно это и является одним из препятствий на пути к тому, чтобы киберспорт пробился в мейнстрим. Но для тех, кто был на стадионе, а также для тех, кто смотрел через интернет, следить за игрой также интересно, как за матчами Супербоула.

Ведущий: Еще бы! Могу себе представить! И вот что – в США же сейчас появились колледжи, в которых есть стипендия для геймеров. То есть, такие вот игроки могут постараться стать профи – наверное, многие очень надеются на это. Киберспорт сейчас прибавляет в популярности, становится все более и более признанным, раз уж у нас уже стипендии появились?

Уингфилд: Это точно. В США сейчас один такой университет, это университет им. Роберта Морриса в Чикаго. Они у себя в университете основали свою собственную киберспортивную команду по League of Legends. По-моему, к ним что-то около 30 человек поступили в этом году. Стипендия покрывает половину расходов на обучение и проживание. Так что они в самом деле пытаются привлечь как можно больше талантов. И можно сделать вывод, что у них получается. Есть Студенческая киберспортивная лига (grass-root eSports league), которая существует на колледжском уровне. И знаете, какой сейчас тренд? Игровые компании уловили, что в этих кругах есть определенное движение, и постепенно включаются, стараются привлечь все больше и больше людей для участия в этих колледжских лигах, предлагают довольно серьезные стипендии. Riot Games, издатель игры League of Legends, в этом году проводит турнир, в качестве приза на котором выступают стипендии. Каждая около 40 тысяч долларов. Или около 30 тысяч, ну что-то в районе этих сумм. В любом случае, это достаточно серьезные деньги, которыми можно покрыть значительную часть расходов на собственное образование.

Ведущий: Абсолютно верно. Сектор разрастается год от года, это очевидно. Ты вот сказал, что люди уже арены заполняют, чтобы посмотреть на эти соревнования. Но почему так мало внимания киберспортивным событиям уделяется на ТВ? Если учесть, какая там собирается онлайн-аудитория – так ESPN должны нон-стоп транслировать такие соревнования уже сейчас.

Уингфилд: Сложно сказать. Знаешь, было что-то такое несколько лет назад. Call of Duty, и еще какие-то игры, пытались транслировать по спутниковому телевидению, но как-то не заладилось. А сейчас вполне реально устраивать такие трансляции уже просто через интернет – у нас есть широкополосное соединение, есть YouTube, несколько лет назад появилась такая платформа, как Twitch, нацеленная на трансляцию игр. И стало понятно, что это просто больше подходит киберспорту, чем телевидение. Здесь есть возможность привлечь аудиторию со всего мира – посредством сервисов вроде Twitch или YouTube. Вас могут смотреть люди из России, из Китая, из Латинской Америки… Со всего мира! Люди со всего мира смотрят турниры в прямом эфире, одновременно. Нельзя с такой же легкостью сделать нечто подобное с телеканалом вроде ESPN. Так что интернет – он просто лучше подходит для киберспорта. И именно интернет позволил киберспорту получить доступ к этой вот всемирной аудитории, поспособствовал появлению своих собственных знаменитостей. Ты вот говорил о том, что Кристофера узнают. А вот в Сиэттле был украинский спортсмен – к нему за автографом стояла очередь человек в двести. Я к тому, что как много украинских спортсменов вообще знают в Америке?

(ведущий хмыкает, соглашаясь)

Уингфилд: А он вот оказался очень известным, и все благодаря тому, что его весь мир знает по онлайн-трансляциям. Не думаю, что что-то такое может случиться с телевидением, что позволит ТВ обогнать интернет в плане киберспортивных трансляций. В Южной Корее есть что-то подобное, сетевое телевидение, которое транслирует киберспорт – но оно работает только на южнокорейскую аудиторию.

Ведущий: Что, думаешь, будет с киберспортом в 2015 году? Он прорвется в мейнстрим в Северной Америке?

Уингфилд: Может быть, для этого еще немного рано. Думаю, рост отрасли будет продолжаться, но нужно решить вопрос с тем, как сделать все эти турниры более доступными для аудитории. Может быть, что-то нужно поменять в самих играх, чтобы они стали более доступными. Может быть, кастерам нужно научиться объяснять, что происходит на экране – чтобы вы могли прийти со своей мамой, или девушкой, или отцом, и им тоже было бы интересно смотреть за игрой. До тех пор, пока этого не случится, киберспорт будет очень самобытной субкультурой, которая будет расти, но не прорвется в мейнстрим, к значительно большей аудитории. Нужно решать этот вопрос, и выходить на более широкую аудиторию.

Ведущий: Ты сказал – «привести с собой свою девушку». В киберспорте заметно разделение на гендерной основе? Много ли есть девушек-киберспортсменок?

Уингфилд: Очень заметно разделение на гендерной основе. Я не видел большого количества женщин на тех турнирах, которые посещал. Хотя в целом аудитория у видеоигр становится все более и более разнообразной – в зависимости от платформы и от того, что за игра. Но что до киберспорта, то здесь очевидно, что им в основном интересуются представители мужского пола. Хотя и здесь есть изменения. Intel, к примеру, на последней неделе объявили, что будут спонсировать женскую киберспортивную команду. А так вы редко встретите игроков-девушек, хотя все может поменяться с течением времени. По играм не чувствуется, что они как-то исключают женщин, или что они каким-то образом их оскорбляют – League of Legends, другие игры… Хотя может быть им нужно что-то поменять в плане дизайна для того, чтобы игры стали более привлекательными для женщин.

Ведущий: Может быть, тот последний элемент, который позволит киберспорту прорваться в мейнстрим, и о котором я хочу спросить… Ну, ты же видел эти спортивные мероприятия, что проводили в последние два года? Женский турнир по ММА с Рондой Рjузи, или вспомнить ту же NBA в 90-ые и Майкла Джордана. Похоже, что нужна звезда, которая смогла бы вывести спорт на новый уровень популярности. Может быть, что прежде всего нужно Северной Америке – так это американская киберспортивная суперзвезда?

Уингфилд: Хороший вопрос. Потому что, знаешь ли, такие люди не часто появляются. И если кто-нибудь добьется значительных успехов – было бы хорошо, чтобы его взялась спонсировать крупная корпорация. Чтобы этот человек появился в рекламе на телевидении. Засветился. Принял участие в разных ТВ-шоу. Не знаю, что тут должно сыграть решающую роль – личность человека, или же деньги. Потому что ярких личностей хватает. Есть, например, один игрок в Call of Duty, у которого очень много фанатов. Мне кажется, чтобы стать еще более известным и выйти на более высокий уровень ему не хватает только какого-нибудь спонсора, и тогда уже все.

Ведущий: Спасибо за разговор, Ник. Мне очень понравилось.

Уингфилд: Пожалуйста. Тебе тоже спасибо!

___________________________________

Если понравилось, то можно прочитать много других переводов от нашего переводчика, например:
Перевод интервью с CMStorm.Polt
Перевод интервью с mYi.Kane
Перевод интервью с inV.DongRaeGu
Перевод интервью с ROOT.hydra
Перевод интервью с DignitasSeed
Перевод интервью с mYi.Reynor
Перевод интервью с mYi.Petraeus
Comments
No comments here.

You are not registered. To post comments you need to register.

Team matches
Arranged
none
Finished
iAct > FR 4:1
iAct > hdg 4:2
iAct won ... (tech)
iAct > bru 4:0
iAct < Vincere 1:4
Optimized for IE & Opera
PHP engine by Derain