Баталии в регионе Нижнего Новгорода дали повод взглянуть на warcraft3-сцену немного с другой позиции. Оно, в принципе, и так было понятно, просто никто не акцентировал внимания и все принимают это, как нечто обычное. То есть - Warcraft-игроки разбросаны по всей России, ориентируясь в основном на международные лиги и турниры. Когда я начинал поигрывать в wc3, где-то на горизонте маячили столь престижные WC3L и NGL, куда целилась основная масса создаваемых команд. Команды создавались, перекраивались, разваливались, игроки гоняли ладдер и участвовали в кланварах, но на вышеупомянутых лигах оставались не у дел. После кризиса и изменений в системе проведения мы все-таки проникли на WC3L, но при этом куча грандов того времени просто развалилась, существенно снизив планку соревнований. Да и нынешний призовой фонд после тех 10к (или даже 20к, точно не помню) евро выглядит не особо впечатляюще.
А если посмотреть на всё это изначально - имел ли вообще смысл такой глобальный подход? Ведь минусов у него вагон на самом деле. Взять, к примеру, столь желаемое всеми командами спонсорство. Много ли международных брендов мечтают быть разрекламированными? Все, кто хотели, уже прицепились к элитным командам. А если брать рядовые компании, к примеру, набор фирм, к которым я имею то или иное отношение - да не надо им вообще этих соревнований мирового класса. Чем занимаемся мы - обслуживание Консультант+, отчетность через интернет и непосредственно сам интернет. Даже если не брать во внимание, что первые два пункта не особо нужны рядовому геймеру (допустим, что в недалеком будущем все обзаведутся работой/собственным делом, и когда-нибудь вспомнят - "о, а я же чего-то слышал про отчетность через интернет, говорят, отличная вещь"), зачем они вообще в каком-то Китае или Бразилии. Да даже ходить далеко не надо - дальше, чем Воронежская область, с рекламы толку немного. И на развитый старкрафт в Корее кивать смысла нет - у них вся страна меньше, чем собственно наша область.
Также суровые будни интернета: пинг, дисконнекты, смурфы, подставы, обсбаги, всякие организационные моменты в стиле "я чаю попить 5 минут" на 2 часа. Стабильные крики про мапхак и тимспик на всеми любимом EAS. Игроки ощущают все эти прелести онлайн-соревнований на себе, а организаторы получают весьма усиленную порцию эмоций, так как, как правило, разгребать всё это дело им, особенно в отсутствие администратора, что тоже не такое и редкое явление.
Вот такая вот картина у нас в WC3. Плюсов, конечно, тоже хватает - это, во-первых, возможность играть из дома, и, во-вторых, - отсутствие затрат на проведение турниров (ну не считая призовых, естественно, и личного времени). А из второго следует заниженный вступительный взнос, или, как правило, вообще его отсутствие.
А что на этом фоне в регионах? Тишина и покой. Последний турнир, на котором я участвовал в нашем городе Воронеже (а это почти миллион населения), собрал около 10 участников и чуть поменьше зрителей. А собственно, выходит, зачем турниры, определить лучшего? Для этого обычно достаточно сыграть кастомы между двумя-тремя людьми. Померять свои силы и получить практику? Турниров онлайн нынче полно, это можно сделать там, причем не делая вступительный взнос и не сползая со своего кресла. Может еще для поддержки тиммейта - но в моем случае, например, в городе таких нет. А пункт на самом деле весьма интересный, хочу заметить. Единственный командный LAN-турнир по варкрафту, который я видел/присутствовал/слышал, был организован Kilhard'ом (администратор лиги GIM, если кто вдруг не знаком) в Москве в прошлом году. И очень немаленький контраст между игрой всей команды на LAN'е и в онлайн, хочу заметить. Онлайн-кланвары просто на порядок скучнее, да в LAN'ы 1х1 идут не на той же волне.
К чему я всё это веду. Может, стоило бы откатить назад уровень команд на российской сцене и не ломиться с таким энтузиазмом на всякие WHL и WCIP, собирая игроков со всех уголков планеты в команды, где эти самые игроки насаются туда-сюда то по личным, то по финансовым причинам. Просто взглянуть на призовые в 500$, что, на самом деле, достаточно, чтобы собрать почти топовые команды мира. Команды убивают по одному дню в неделю в течение трех месяцев, чтобы получить 500$ на всю свою ораву. Даже если взять "бюджетный" вариант в 4 человека и 2 часа на КВ (а их в лиге на 12 человек с double-elimination playoff будет в среднем на команду 12), в пересчете это выйдет 96 человеко-часов, то есть больше, чем полмесяца нормального рабочего дня. Учесть еще 11 таких же команд - и в итоге получим в эквиваленте месяцев 8 работы на одного человека. За 500$. А матч в 2 часа - это кстати еще быстрый и организованный матч, были случаи и по 6 часов. Такая вот математика и такая вот оплата труда со стороны лиг для полупрофессиональных команд в нашей дисциплине.
Я думаю, стоит начать с региональных командных лиг, причем весьма предпочтительнее, если с LAN-финалами. Ибо для регионов подобные финалы организовать гораздо проще, чем для общероссийских соревнований, а тем более уж с участием СНГ-стран или команд Европы. В счастливом будущем (ну это если будет значительная поддержка общественности, в чем я, смотря на нынешний уровень, пока сомневаюсь), возможно даже со всеми матчами на LAN'ах. Плюсы по сравнению с онлайн-соревнованиями - очевидны. Также больше смысла для спонсирования подобных мероприятий - ведь аудитория географически нужная. Самим игрокам значительно интереснее участвовать. Если сравнивать с дуэльными турнирами - больше интрига, так как одного сильного игрока в регионе зачастую недостаточно, чтобы выиграть матч (особенно если матч идет по системе WC3L), и, как следствие, выше вероятность победы команд с менее именитыми, но более ровными составами, и соответственно больше желающих участвовать.
Ну а минусы - региональные команды будут выглядеть слабее на общероссийском и интернациональном уровнях. Что вполне можно исключить наличием сборных, которые не допускаются к участию в региональных матчах. Хотя при таком подходе уровень команд всё равно вырастет. К этому всему можно добавить "миксовые" команды, для которых турнир идет одним-двумя днями, но состав которых нестабилен и подается в момент регистрации на конкретный турнир. То есть - 4-6 игроков и координатор. Берем Single Elimination, команды в количестве 8 штук (если такое количество будет набираться на подобные соревнования - отлично), и получаем 3 раунда по три часа, что вполне укладывается в один день при 16 занятых компьютерах из расчета по два на команду. Может матчи на таких турнирах будут менее зрелищными, но с точки зрения поддержания и развития интереса у игроков - весьма неплохой вариант.
Вот такой вот путь развития, в обход того, что есть сейчас. Как программист, могу сказать, что не всегда алгоритмы работают так, как хочется, иной раз их нужно переделать раз пять, чтобы вышло что-то нормально работающее. Насколько подойдет этот - точно не могу сказать, но на мой взгляд было бы лучше, чем в нашу эпоху фанатизма от WC3L.
|